Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Арцах (Нагорный Карабах) на живописных полотнах Сергея Марченко

В Шуше работает Национальная картинная галерея Нагорно-Карабахской Республики. Этот проект осуществился при поддержке Президента Республики Бако Саакяна, Правительства, видных представителей армянской диаспоры России. Среди дарителей — советник Президента НКР Григорий Габриэлянц, народный художник СССР Николай Никогосян, заслуженный художник России Юрий Григорян, народный художник Армянской ССР Лавиния Бажбеук-Меликова.

Сегодня мы хотели бы рассказать о художнике Сергее Марченко, который подарил галерее свою работу «Встреча».

 

Сергей Марченко в своей московской мастерской. фото Валерии Олюниной 

"Артюш"; холст, масло; 50/35 см

Искусствоведы пишут, что его творчество наполнено светом, умиротворением и любовью. В своих пейзажах, натюрмортах и портретах он продолжает традиции русского реализма. При этом в его разноплановом творчестве можно заметить влияние французских импрессионистов. Сергей Марченко получил классическое художественное образование. Учился в Московской средней художественной школе им Томского, в которой в 1994 году стал стипендиатом благотворительного фонда «М'АРТ». Затем поступил в Московский государственный художественный академический институт им. Сурикова на факультет станковой живописи в мастерскую профессора Забелина. По окончании, в 2002 году, награжден премией Российского общества Союза художников за лучший диплом. С 2003 года работал во Франции, где начал сотрудничать с арт-галереями Англии, Франции, Испании и Португалии. Участник многочисленных российских и зарубежных выставок, его работы хранятся в частных собраниях российских и зарубежных ценителей искусства. В 2011 году Комиссией по общественным наградам и вопросам увековечивания награжден орденом «Служение искусству» I степени.

"Ветеран ВОВ"; х.м; 62/50 см

 

Пятнадцать лет назад Сергей Марченко провел в Арцахе два творческих сезона. Они относятся к 2001—2002 годам. Сергей по приглашению своего друга-однокурсника поехал в Арцах (Нагорный Карабах ) и погрузился в его реалии. Жил в обычных домах, много общался с жителями деревень, готовых рассказать гостю всю свою жизнь. Зачастую брал лошадь и уезжал высоко в горы. Они остались в его этюднике и в работах, написанных маслом: деревня Цоватех, что в Мардакертском районе, храмы, уставшее, мудрое, но бесконечно жизнерадостное лицо старика Артюша, у которого жил Сергей, мальчик у тандыра, знаменитый двухтысячелетний платан, где можно от дождя укрыться небольшому стаду.

 

"Этюд к диплому "Женщины Карабаха"; х.м; 52/42 см

Сергей поражался там многому: необычному цвету неба и достоинству собак, самостоятельно, без хозяина, пасущих овец.  Красоте и немногословности женщин, тому, как терпеливо позировали старики. Сергей говорит, что многие из них подсматривали за его работой. И у него было такое чувство, что они делали это потому, что были уверены: если их заметит художник, то они попадут в его картину, словно на пленку фильма.

 

В Шуше работает Национальная картинная галерея Нагорно-Карабахской Республики. Есть там и картина "Встреча" (х.м; 14/36 см) кисти художника Сергея Марченко 

После поездок Сергей Марченко решил приступить к созданию своей дипломной работы «Женщины Карабаха». Точнее, поначалу была задумка отразить свои воспоминания в диптихе или триптихе. Но потом решил все же делать одну, посвященную выпечке хлеба в тандыре, и рассказать в ней главное. Картина писалась в Алексине Тульской области полгода, где художнику позировала молодая карабахская армянка Катарина. В настоящее время в Алексинском краеведческом музее экспонируется творчество художника. Приходят местные армяне, интересуются, благодарят…

Баграт"; оргалит, масло; 33.5/31

К сожалению, в то время российские художники не были искушены оцифровкой, и мы можем оценить красоту и замысел «Женщин Карабаха» только по этюдам и фотографиям: полотно сейчас находится в фонде МГАХИ имени В. И. Сурикова. Примечательна из фотографий одна, сделанная в день защиты: профессор из Санкт-Петербурга так близко подходит к картине, будто сам погружается в изображенное действо. Молодая женщина на переднем плане несет уже выпеченные лепешки. На нее смотрит пожилая, закутанная в темный платок, со спокойствием и надеждой. Третья героиня в работе – священнодействует с лопаткой… В правом углу композиции, как будто случайно, скрещиваются две деревянные перекладины — метафорический крест. Подаренная Сергеем картина «Встреча» — пейзаж. На ней все тот же Артюш верхом на лошади, которому выпала очередь гнать стад. Но вот бараны уже ушли, а он встретил односельчанку, быть может, возвращающуюся с рынка, и разговорились. Красивейшие утренние горы, в которых приглушенными холодными тонами отражена почти вся радуга. Воздух прозрачен, дневная пыль еще не поднялась, его можно пить.

Названия представленных работ: 

 

2."Карабахские просторы"; холст, масло; 21/60 см

3."У туруна"(тандыра); холст, масло; 36/50 см

4. "Дворики"; бум. карандаш; 18.5/26 см

5. "Очаг"; картон, масло; 24/33 см

6. "Артюш"; холст, масло; 50/35 см

7. "Теплый вечер"; оргалит, масло; 15/26 см

9. "Старый храм. Карабах"; холст, масло; 41/55 см

10. "Баграт"; оргалит, масло; 33.5/31