«Тайная вечеря»: многоликая интерпретация в мировом искусстве
Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вам к прочтению фрагмент книги Роберта Уоллеса «Мир Леонардо». В ней рассказывается о том, какую интерпретацию получил сюжет Тайная вечеря в мировом искусстве. «Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Сохранение шедевра Леонардо считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. Ее переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине – свою знаменитую «Оду на смерть шедевра». «О, поэты, его больше нет!» - восклицал он. Однако, несмотря на слова итальянского писателя, реставраторы взяли на вооружение новейшие достижения науки и предприняли еще одну попытку. Была разработана целая система борьбы с сыростью, и на тридцать лет картина была законсервирована. Но именно тогда, когда реставрация начала приносить многообещающие результаты, главный руководитель проекта был сослан Муссолини в отдаленную провинцию. Десять лет не велось никаких работ, а затем бомбардировка уничтожила всю работу реставраторов.
В 1946 году усилия были предприняты вновь. Они увенчались ошеломляющим успехом. Картина невосстановимо повреждена, однако сегодня хотя бы видны изначальные цвета и детали, утраченные на протяжении веков: сияющие мягким светом одежды, сервировка длинного стола, представляющая собой своеобразный натюрморт. В историческом аспекте «Тайная вечеря» неоспоримо превосходит произведения на эту тему, написанные с XVI по XX век, как в религиозном, так и в психологическом отношении.
Веками Тайная вечеря привлекала внимание христианских художников. Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст. На раннехристианской мозаике VI века акцент сделан полностью на причастии – Иуда не выделен, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за овальным столом. Христос занимает почетное место слева. Во времена Кватроченто наиболее часто в «Тайной вечере» подчеркивался момент предательства, как, например, в картине Андреа Кастаньо, законченной около 1450 года. Иуда сидит отдельно, над его головой – мраморный квадрат стены; мраморный узор похож на грозовое небо, прорезанное молниями. Леонардо, без сомнения, изучал эту картину во времена своего ученичества, однако, когда ему пришлось самому вплотную подойти к разработке этого сюжета, он наполнил картину динамикой, которая Кастаньо была не под силу.
Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок Тайной вечери принадлежит Тинторетто. Написанная во второй половине XVI века, когда Высокое Возрождение уже уступало место маньеризму, картина великого венецианства трактует сюжет как ночную сцену, ярко освещенную сверхъестественным светом и наполненную движением: апостолы, слуги, ангелы, зрители – как будто втянуты в бурю. В XVIII и XIX столетиях художники, принимавшиеся за этот сюжет, редко могли достичь духовной глубины и ощущения чуда, которые отличали ранние работы. Но это ощущение вновь появляется в картинах XX века.
Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек. Склонный к мистицизму, обладавший невероятным воображением, создал свою «Тайную вечерю» в 1920 году, вскоре после окончания первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал. Местом провидения Тайной вечере он выбрал солодовню (красная стена – перегородка в закромах), где простые люди могли уединиться для причащения. Центральная точка картины – круглый хлеб, преломленный Иисусом.
Одна из лучших разработок сюжета принадлежит Эмилю Нольде. Картина выполнена в 1909 году. Немецкий художник, один из родоначальников экспрессионизма, был чрезвычайно восприимчив к страданиям людей. Он выразил их надежду на спасение в символической чаше в руках Христа. Использование Нольде ярких, «горящих» тонов нередко заставляет сравнивать его картины со средневековыми витражами, эта концепция возвращает нас к простоте и искренности средних веков.
Написал свою «Тайную вечерю» прекрасный армянский художник из известной семьи художников Овнатан Овнатанян, в произведениях которых проявляются черты реализма (около 1730—1801, Тбилиси). Он был сыном Акопа Овнатаняна, придворный художник Ираклия II. Исполнил для собора в Эчмиадзине серию изображений святых и композиции на евангельские темы, часть из которых ныне хранится в картинной галерее Армении.