Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Пятнадцать образов Шер в эскизах голливудского модельера Боба Маки

Дружбу художника по костюмам Боба Маки и певицы Шер можно назвать блестящей в прямом смысле слова, ведь столько блёсток, сколько применил модельер для создания образов звезды, ещё не было использовано в истории моды второй половины XX века. Они познакомились в 1967 году, когда Маки работал художником по костюмам в «Шоу Кэрол Бернетт», где Шер и её партнёр Сонни Боно были приглашёнными звездами. Увидев Шер впервые на примерке, Маки был потрясён её внешним обликом. «С чёрными волосами, заплетёнными в косички, она очаровывала красотой в духе маленькой Одри Хепбёрн», — восхищается Маки.

Шер и Боб Маки на выставке «Romantic and Glamourous Design» в 1974 году. Фото © Getty images

Сейчас Бобу Маки восемьдесят один год. Несколько десятилетий художник без устали создаёт великолепные наряды Шер. Его готовность пробовать что угодно соответствовала её готовности примерить что угодно. «Шер отличалась от стандартов американской красоты семидесятых, когда в моде удерживался скандинавский тип внешности, со светлыми волосами, голубыми глазами и большой пышной прической. Ничто её не пугало. Что бы я ни надел на неё, она говорила, что это весело. Ей никогда не приходило в голову облачиться во что-нибудь обычное», — смеётся Боб Маки.

Шер в платье от Боба Маки на церемонии вручения премии «Оскар» в 1988 году. Фото © REX Features

Маки начал голливудскую карьеру в качестве художника по костюмным эскизам в команде французского дизайнера Жана Луи Берто, работал он и помощником по костюмам на шоу Джуди Гарланд. Его карьера в моде — длиной в целую жизнь. Работал Маки и с Тиной Тернер, и с Мадонной, и с Дайаной Росс, и с Элтоном Джоном, однако флагман его творческой биографии — это «одиссея стиля» Шер. Возможно, наиболее запоминающимся был костюм с колдовскими перьями, который она надела на церемонию вручения «Оскара» в 1986 году. По словам Маки, этот образ был своего рода местью за то, что фильм «Маска», где она снялась, не был номинирован на кинопремию. Облачая Шер, модельер сказал: «Разве вы не думаете, что чрезмерно привлечёте внимание к себе, отвлекая общественность от тех, кто действительно пришёл за статуэткой?». «О, они не будут возражать!» — отшутилась Шер. Так и вышло, о чём мог бы рассказать Дон Амичи, лучший актёр второго плана того года. Ещё один шедевр Маки — «обнаженное» платье, в котором Шер снималась на обложке Time в 1975 году. «Я и не знал, что этот образ вызовет такой шум», — кокетничает Маки.

Шер в платье от Боба Маки на церемонии вручения премии «Оскар» в 1986 году. Фото © REX Features

Пятнадцать образов для Cher Show

Костюмы Маки — лучшее, что есть в Cher Show — бродвейском мюзикле, который поставлен в театре Нила Саймона. Мюзикл рассказывает историю карьеры Шер в сфере шоу-бизнеса и показывает, что она привнесла в современную поп-музыку. Саму Шер играют три актрисы в разном возрасте. Один из наиболее ярких акцентов шоу — сценические костюмы, которые превращают спектакль в ретроспективу эксцентричных дизайнерских решений Маки. Многие одеяния он воссоздал по сохранившимся эскизам специально по заказу Бродвея. Выход актёров в одежде, созданной Маки, срывает неизменные овации зала. Так какие это платья? Боб Маки разделили их по периодам жизни Шер. Всего их пятнадцать.

1

Шер — девочка. Маки изображает Шерилин Саркисян в 1951 году. «Она никогда не пыталась быть кем-то другим, — комментирует образ модельер. — Она просто всегда была верна тому, что ей больше всего нравилось».

2

Второй эскиз представляет Шер в возрасте шестнадцати лет, в 1963 году, когда она встретила Сонни Боно в кафе в Лос-Анджелесе. Тогда Боно устроил Шер бэк-вокалисткой у Ronettes и Righteous Brothers, а в 1964 году Шер и Боно уже выступали в роли «Цезаря и Клео».

3

Брюки-клеш, меховые жилеты, длинные волосы. Маки назвал эту одежду — «классическим образом Сонни и Шер». «Они были чем-то вроде пещерных людей нью-эйдж», — шутит он. В 1965 году они выпустили «Look at Us», в который вошел нашумевший сингл «I Got You Babe».

4

На эскизе представлены Сонни и Шер после того, как улеглась первая волна их сценического успеха. Именно тогда они и познакомились с Маки в «Шоу Кэрол Бернетт». «У них не было денег, они жили в Лос-Анджелесе, и она очень любила этнические вещи, такие как эта туника на эскизе», — комментирует своё произведение Маки.

5

На этом наброске запечатлен элегантный образ Сонни и Шер, созданный специально для выступлений в Лас-Вегасе — городе, в котором пара заново открыла себя как комедийный дуэт. Это был период, когда продажи их альбомов прекратились и Бобу Маки пришлось «слегка подчистить» образы звёзд, чтобы они заново зажглись. Итог — уже в 1971 году пара регулярно выступала на телевидении в программе «Комедийный час Сонни и Шер».

6

«Я мог воплощать с ней все те безумные этнические вещи, которые не мог бы реализовать с большинством других девушек», — восхищается Маки. Шер — наполовину армянка, но в 1973 году она с легкостью носила одежду с бахромой. Образ вдохновленный индейцами использовался для создания атмосферы таких песен, как «Half Breed». По словам Маки, эти костюмы настолько актуальны до сих пор, что несколько лет назад в Твиттере даже разгорелась горячая дискуссия на эту тему.

7

«Цыгане, бродяги и воры», 1971 год. Маки описал этот костюм как «цыганку, претворившую в жизнь идею Шер». «Оголенный живот, немного тряпок, горсть монеток и прочей мишуры», — смеётся он, комментируя свою работу.

8

«Комедийный час Сонни и Шер», который длился до 1974 года (время развода Сонни и Шер), включал в себя комические скетчи в стиле вамп. «Она способна была играть знаменитых женщин Всемирной истории», — убеждён Маки. Этот образ — истинная императрица Жозефина.

9

Костюм для Cher Show — триумф «обнаженного» платья с обложки Time 1975 года. «Это был всего лишь один слой ткани и бус в нужных местах», — вспоминает Маки. В первоначальном варианте он использовал французскую ткань под названием суфле. «Она очень легковоспламеняющаяся, но кто тогда это знал?» — кается Боб Маки.

10

В Cher Show она надевает этот костюм на прослушивание у Роберта Олтмана — режиссёра, который воплощал её бродвейский дебют в 1982 году. «В этом костюме нет ни бриллиантов, ни блесток», — говорит Маки. По словам модельера, столь обыденный образ был весьма уязвим для Шер, поскольку она выглядела так довольно часто в обычные дни, когда её никто не видел. Отправляясь на прослушивание к Олтману, она не хотела выглядеть слишком разукрашенной.

11

Образ отсылает к «Если бы я мог повернуть время вспять» 1989 года. «Она до сих пор носит реплику этого костюма на сцене», — говорит Маки. «Публика просто сходит с ума!» Для версии Бродвея Маки добавил крылья. «Но я не носила крыльев!» — удивилась Шер, когда увидела эскиз. На что Маки сказал: «Ты бы носила, если бы я их нарисовал». «Ну, не знаю. Может быть», — ответила Шер.

12

Платье Шер на вручении премии «Оскар» 1984 года, когда она была номинирована за роль актрисы второго плана в фильме «Силквуд», но проиграла Линде Хант — актрисе, снявшейся в картине «Год опасной жизни». «Это платье — стопроцентное попадание в стиль Шер», — говорит Маки. «Оно сшито из шифона со стеклярусом и отделано небольшими бриллиантами и пайетками. На вид — что-то вроде прозрачной ткани на оголённое тело, но не настолько, чтобы действительно что-то было заметно».

13

Знаменитое эпатажное платье 1986 года, надетое на церемонию кинопремии «Оскар». «Шер была в ярости, потому что не была номинирована за роль в фильме „Маска“», — рассказывает Маки. По словам модельера, образ Шер критиковали и говорили: «Это не мода!». А Маки отвечал: «Конечно, это не мода. Это сумасшедший наряд для привлечения внимания». И платье действительно привлекло внимание — люди до сих пор об этом говорят.

14

В 1988 году Шер наконец получила свой «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Власть Луны». Статуэтку она ​​приняла в несколько более сдержанном платье, нежели надевала в 1986 году. «Она хотела облачиться в одно из тех прозрачных платьев, которые закрывали бы то, что нужно, чтобы остальное можно было оставить открытым взору», — говорит Маки. «Конечно, она победила не только потому, что всё время переодевалась. В том как актриса выглядела, она просто всегда была похожа на Шер — на саму себя».

15

В финале Cher Show три ведущие актрисы появляются в нарядах, которые Маки назвал одеждой воинственной богини. Вдохновлялся Маки обложкой альбома «Take Me Home» 1979 года, где Шер позирует в образе викинга. «Это своего рода египетская версия её царственной амазонки», — резюмирует Маки. «Никто не выглядит лучше в египетской одежде, чем Шер. Бедные актрисы, которым приходится носить то, что носила она!» — смеётся модельер.

Интервью: Michael Schulman. Перевод: Ольга Казак

Источник: Newyorker

В оформлении обложки использована фотография «Боб Маки и Шер на балу Костюмы королевской Индии в 1985 году»

Фото © Getty images