Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сергей Меркуров — хранитель жизни и смерти. Посмертные маски скульптора

Главная достопримечательность Дома-музея Сергея Меркурова в Гюмри — это созданные им посмертные маски выдающихся личностей. Он был излюбленным создателем масок в Советском Союзе — ему доверяли создание посмертных масок различных советских лидеров и ученых, а также политических и культурных деятелей того времени.

В Доме-музее Меркурова выставлено 59 посмертных масок, в том числе Хримиана Айрика, Льва Толстого, Ованеса Туманяна, Максима Горького, Владимира Маяковского и одна из масок Владимира Ленина. За свою жизнь Меркуров изготовил до 300 посмертных масок.

Коллекция масок, созданных Сергеем Меркуровым. Фото: EVN Report

«Всю мою жизнь смерть стояла передо мной в своем ужасном величии», — говорил скульптор. Возможно, именно эта зацикленность на смерти и сделала Сергея Меркурова таким талантливым создателем посмертных масок.

Традиция создания посмертных масок уходит корнями в Древний Египет, где стилизованную погребальную маску часто надевали на мумифицированное тело умершего (например, знаменитая золотая Маска Тутанхамона). Посмертные маски также делали римляне. Они брали слепок лица умершего из воска, позже используя эту восковую форму в качестве основы для каменных скульптур.

Маска Тутанхамона. Фото: Интерфакс

Только в конце XIV века традиция снимать посмертные маски распространилась в монархиях Европы. А в России она стала популярной лишь в XIX веке. Тем не менее, как только традиция дошла до Российской империи, «маски стали неотъемлемым атрибутом после смерти для российских королевских особ и культурных деятелей, включая Александра Пушкина. Мумифицированное тело Ленина [которое сейчас находится в Мавзолее Ленина на Красной площади в Москве] … — самый известный образец советской посмертной культуры. Но чаще Советы использовали посмертные маски с лицами бесчисленных членов ЦК КПСС, сделанных из гипса».

Сергей Меркуров считается величайшим советским мастером посмертных масок. Его метод заключался в следующем: сначала скульптор выливал жидкий моделирующий гипс на лицо умершего. Затем с помощью нити, которая заранее была размещена на лице, он снимал гипсовый слепок. Для отливки формы Меркуров использовал другой материал, например — бронзу или медь.

Посмертная маска Льва Толстого. Фото: Московское общество греков

Памятник Льву Толстому. Фото: Wikiwand

Первой посмертной маской Сергея Меркурова была маска католикоса Мкртича Хримяна. В 1907 году Армянская Апостольская церковь пригласила скульптора в Россию для того, чтобы тот создал эту маску. Меркурова вновь попросили создать посмертную маску через три года — на этот раз писателя Льва Толстого. Маска Толстого стала трамплином для карьеры Меркурова как создателя посмертных масок, поскольку эта маска стала основой одной из самых известных работ скульптора — статуи Льва Толстого, на которой писатель положил руки на пояс, как крестьянин.

Маска Ованеса Туманяна. Фото: EVN Report

Дмитрий Шленский, историк посмертных масок и директор Музея одной улицы в Киеве объясняет, что «Меркуров возвысил поднял уровень посмертной маски из простой формата до „вида искусства“. После отливки головы умершего он часто превращал работу в полноценную скульптуру, добавляя волосы и одежду».

Самая узнаваемая посмертная маска Меркурова — маска Владимира Ленина. Как и в случае с Толстым, Меркуров использовал маску Ленина в качестве основы для многих памятников, созданных по образу советского лидера. «Смерть вождя» и огромная статуя Ленина, высеченная из красного гранита для Всемирной выставки 1937 года в Нью-Йорке, — лишь два таких примера.

Посмертная маска Владимира Ленина. Фото: EVN Report

Сергей Меркуров создавал посмертные маски до самой смерти в 1952 году в возрасте 70 лет. Его собственную посмертную маску (а также слепок его рук) позже сделал один из его учеников. Эту работу можно найти среди 59 других в Доме-музее Меркурова.

Источник: Kristen Anais Bayrakdarian — EVN Report