Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сценки из сельской жизни Седрака Аракеляна

Седрак Аракелян — наделенный редким колористическим даром выдающийся армянский художник XX века, ученик Константина Коровина и Абрама Архипова. Как и многие мастера начала прошлого столетия, Аракелян работал на природе, пытаясь уловить впечатление и отразить его на холсте. Работы художника — сама созерцательность и созидательность.

Источник: Radiovan


Седрак Аракелович Аракелян (арм. Առաքելյան Սեդրակ Առաքելի; 1884–1942) — русский и армянский художник.

Седрак Аракелян. «Сбор пшата», 1936 (72.5 х 99.5). Национальная галерея Армении. Источник: rusimp


Седрак Аракелян был родом из крестьянской семьи. Хоть он и родился в небольшой деревеньке, его семья переехала в Тифлис в девяностые годы XIX века. Там самодеятельные рисунки Седрака как-то заметил художник Генрик Гриневский и помог ему поступить в Художественную школу в класс к Егише Татевосяну.

«Сушат пшеницу», 1920. Источник: Radiovan

По окончании тифлисской студии Егише Мартиросович направил даровитого ученика в Москву — в Училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве Седрака обучали лучшие мастера — Константин Коровин, Сергей Иванов, Аполлинарий Васнецов и Абрам Архипов. Гарегин Котанджян, исследователь творчества Аракеляна, впоследствии отметит влияние импрессионизма Коровина на творчество армянского живописца.

Котанджян указывает на то, что именно в «московский» период проявился исключительный колористический дар Аракеляна и интерес к принципам и инструментам французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Седрак много работает на пленэре, желая впитать как можно больше изменчивых впечатлений окружающего мира, сделав его уловимым на холсте.

Летние месяцы Аракелян проводит в родной Армении — работает, путешествуя по сельской местности. Его зарисовки тех лет — сценки крестьянского быта, в которых художник талантливо сочетает пейзаж с жанровым сюжетом. В более зрелом творчестве Аракелян будет сознательно развивать этот прием.

Революция вносит коррективы в творческую карьеру художника — срывается его пенсионерская поездка в Европу. Тогда Аракелян едет в Армению и больше никогда не уезжает из родной страны.

«Севан». Источник: Radiovan


«…На родине Аракелян вдохновлялся видами Севана и Еревана с окрестностями, в ту пору, когда по улицам города еще расхаживали верблюды. Аракеляну было суждено стать одним из первых армянских мастеров урбанистического пейзажа. Художник много работал на пленэре; писал быстро, стараясь безошибочно запечатлеть изменения освещения и свое настроение.

Уже во время главенства соцреализма в искусстве Аракеляну приходилось писать на заданную тему — про сельскохозяйственные и промышленные успехи республики. Но ему удавалось деликатно растворять подробности трудовой советской жизни в колористически тонких пейзажах. Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и утренние туманы, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево — излюбленные мотивы художника. Картина сбора сладких плодов с тяжелых упругих серебристых веток пшата поражает энергией ударов кисти, свежестью красок. Жанровый сюжет оборачивается фейерверком цвета и света, прославляя солнце и природное богатство Армении…»

Музей русского импрессионизма, каталог выставки «Армянский импрессионизм»


Творческим кредо армянского художника становится национальная тема и ориентализм. Он ориентируется на сугубо армянское наследие в своей живописи, испытывая жажду к восточному колориту и орнаментам.

В 1935 году художник создал картину «Севанские рыбаки». Источник: Radiovan

Пейзаж по-прежнему остается излюбленным жанром Аракеляна, а с импрессионизмом творчество художника, по словам Гарегина Котанджяна, роднит волшебная сила света, преобразующая окружающий мир. Своим неброским пейзажам живописец умело придает поэтическое звучание. Это тем более важно, потому что в картинах Аракеляна нет нарратива — это городские и сельские виды, растворенные в окружающей среде.

Зрелый Аракелян все больше увлекается изучением цвета — его воздействия на живопись. Не чуждый принципов фовизма, художник использует и наработки символизма и кубизма.

Отвлеченный, яркий, созерцательный — так можно охарактеризовать Аракеляна, одного из основоположников национального пейзажного искусства Армении в XX веке.

В оформлении обложки использован портрет С. Аракеляна

Источники:

  1. Ерканян В.С. Армянская культура в 18001917 гг. / Пер. с арм. К.С. Худавердяна. Ереван, 1985.

  2. Материалы каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». Издание Музея русского импрессионизма, 2017. С. 104.

  3. Гарегин Котанджян. «Импрессионизм и армянская живопись Новейшего времени», статья, 2017 г.