Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянский код. Летопись рода Кюфарян. Дядя Коля — пекарь из Еленовки

История о дяде Коле-армянине и его знаменитом хлебе, который пробовал Брежнев. Письмо прислала читательница Армянского музея Москвы Карина Кюфарян для публикации в рамках проекта «Армянский код. Летопись моего рода». Сведения, присланные внучкой пекаря, — уникальны, отражают исторические события, на фоне которых протекала непростая жизнь её предка. Больше всего Карину беспокоит, что в сталинское время на её дедушку навесили ярлык «враг народа», в то время как он был всю жизнь предан своей земле, своему народу и трудился во благо людей.

Дедушка Николай Кюфарян. © Карина Кюфарян

«Рассказ мой о дедушке — Кюфаряне Николае (Никогосе) Григорьевиче, родившемся в 1901 году в селе Хоторждур (Худучур) Эрзрумской губернии», — написала в редакцию Армянского музея Москвы Карина Кюфарян.

Читательница прислала фотографию мамы Николая, Мариам Ирикян (Кюфарян), своей прабабушки (с сёстрами), и рассказала, что они жили в селе Хоторджур. Погибли все в годы Геноцида, остался в живых только дедушка — Николай Кюфарян. В 1915 году Никогос, тогда ещё четырнадцатилетний подросток, потерял всю семью и сосед-турок прятал его в своем подвале несколько дней. Никогосу удалось добраться до Батуми. Из Грузии юноша добрался в Харьков, где работали его земляки, избежавшие чудовищной участи.

Это фотография прабабушки Карины Кюфарян с сёстрами. Жили они в селе Хоторджур (Худучур) в Эрзерумской губернии. Погибли все, остался в живых только дедушка — Николай Кюфарян. © Карина Кюфарян

«Он стал первоклассным пекарем и, как это ни странно, лучшим танцором города. Вот так, проходили годы, пока не наступил 1937 год», — продолжает рассказ читательница. В сталинское время, в конце тридцатых, Кюфарян Николай Григорьевич был арестован только за то, что в паспорте местом рождения была указана Турция.

«„Турецкого шпиона“ судила тройка. Избивали так, что он порой не помнил своего имени. Заставляли подписывать документы, в которых говорилось, что он, якобы, хотел взорвать мост. Приговор — расстрел», — с горечью рассказывает Карина.

Николая, к счастью, не казнили. После года, проведённого в камере смертников, когда почти каждую ночь конвоиры, издеваясь, водили его по коридору, как будто на расстрел, наказание заменили на пожизненную ссылку в Сибирь. Потом Сибирь заменили на Казахстан.

«В Казахстане, в селе Еленовка, дедушка начал работать в пекарне. Его хлеб был на столе первого секретаря КП Казахстана Кунаева. Даже генеральный секретарь СССР Л.И. Брежнев пробовал хлеб дяди Коли-армянина (так дедушку называли). Прошло столько лет, а эта пекарня в Еленовке действует до сих пор и дядю Колю тоже помнят», — продолжает делиться подробностями биографии деда Карина Кюфарян.

В конце своей жизни Николаю Григорьевичу удалось приехать в Армению. «Глядя на Арарат, пожилой армянин плакал и что-то бормотал под нос. Это сейчас я понимаю, с кем он разговаривал, а тогда, в детстве, этого было не понять», — продолжает рассказ внучка пекаря.

Дедушка Николай Кюфарян. © Карина Кюфарян

В этой истории есть и маленькое чудо, которое случается с каждым, кто неравнодушен к судьбе своего рода. Как-то, совершенно случайно, Карина нашла в интернете газетную статью. Каково было её удивление, когда она прочитала о дедушке, о его хлебе. «Получается, что „враг народа“ кормил хлебом и простых людей, и сильных мира сего. Вторые не потрудились снять с Николая Кюфаряна и с его детей это позорное клеймо — „предатель“. Но простой народ все понимал и платил дяде Коле своим уважением и любовью», — с гордостью отмечает Карина.

В статье «Казахстанской правды», найденной Кариной в Сети, описывался вкус хлеба, который выпекал дядя Коля-армянин. Автор восторженного отзыва — житель Акмолинской области, репортёр Александр Кузенной — рассказывал, что раз в неделю за 35 км он отправляется в село Еленовка за хлебом, преж­де всего, выполняя просьбу внуков. «Кроме деревенского хлеба им ничего не надо. Намажут кусок сметаной, посыплют сверху сахаром и уплетают так, что за ушами трещит. После такого лакомства самые популярные „сникерсы“ отдыхают. И полезно, и приятно. Если уж донельзя капризный в выборе еды нынешний малолетний народ запал на эту горбушку, поверьте, она того стоит», — писал автор.

По словам Кузенного, хлеб из Еленовки «завоевал лавры среди населения еще в 70-х годах прошлого века. Широкую известность ему принес заведующий местной пекарней дядя Коля Кюфарян. У хлебного магазина с утра наблюдалось столпотворение. Продукция с пылу с жару раскупалась в течение часа, после чего (в основном приезжие) ожидали, когда подойдет новая закладка теста».

Дядя Коля-армянин и его знаменитый хлеб. © Карина Кюфарян

О дяде Коле автор ещё в советское время написал заметку в районную газету. Во время интервью журналист задал пекарю традиционный вопрос: в чем секрет такого вкусного хлеба? Ответ признанного мастера «сразил наповал», по словам Кузенного. Оказывается, женщинам, выпекающим хлеб, дядя Коля разрешил бесплатно брать домой по две буханки, поэтому они и вкладывали в продукцию душу, производя её как для себя. «С его стороны, наверное, это была шутка. Кюфаряновская технология имела свои секреты. Но доля правды в этой шутке, несомненно, была. Стыдно домой приносить испеченный своими руками хлеб, который наутро невообразимо крошился. Кстати, этот фактор и на международных хлебных выставках является главным в определении качества продукта», — рассказывал автор очерка.

Внучке дяди Коли, Карине Кюфарян, очень приятно осознавать, что дело её деда всё ещё живёт — пекарня в Еленовке до сих пор существует и работает, ведь эстафету дяди Коли в наши дни подхватила трудолюбивая семья Чмеревых, стабильно обеспечивающая хлебом весь район.

И в завершении очерка Карина сообщила радостную новость — её друзья из Турции нашли дом дяди Коли в Хоторджуре. «Теперь мне осталось самое малое — привезти оттуда земли на твою могилу, дедушка», — пообещала Карина.

Обложка © Карина Кюфарян