Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Нуне Арутюнян

Сегодня в гостях у Армянского Музея музыкант, пианист Нуне Арутюнян. Много лет она живет и работает в Москве, дает концерты в занимается педагогикой. Нуне Аракелян много лет предана любимой профессии - ни трудные годы, ни кризис в стране - ничто не смогло сбить ее с взятой траектории. В то время, как многие уходили из творческих профессий, она сумела остаться. 

 

- В девяностые годы очень многие, получившие творческие специальности отошли от профессии, пошли другим путем. Как Вам удалось остаться преданной музыке?

Творческая профессия это душа человека, его жизнь. Особенно для

музыканта, так как музыка выражение человеческих чувств - язык

души. Продать душу дьяволу и жить дальше, пусть и сытно, но без

души – жизнь теряет всякий смысл! Были времена, когда у меня не было инструмента, но все равно при большом желании всегда можно что-то придумать.

- Какое миссию в судьбе музыканта играет педагог?

Очень важную, так как только хороший педагог и способен

воспитать профессионализм. Мне очень повезло учиться в консерватории и в аспирантуре у Вилли Вагановича Саркисяна, и продолжаю учиться до сих пор. 

Помимо профессиональных навыков, Вилли Ваганович воспитал в нас  человека, и сделал это очень деликатно...

- Ваше поколение отличается от поколения Ваших педагогов?

Безусловно отличается, как и одна эпоха от другой.

- А что скажите о новом поколении музыкантов? в чем их особенность? Как на них отразилось то время, в которое они росли, 90-е?

Стабильность, техничность это присутствует, но очень уж часто

отсутствие индивидуальности.

- Вы можете себе представить, что случится, если в мире исчезнет музыка? Вот, вся. Это был вопрос о роли всего музыкального наследия. Какое значение оно имеет для человечества?

- Как я уже говорила, музыка - язык души. Души оглохнут и

очерствеют.

- Все-таки к чему ближе классическая музыка - к молитве или к математике?

Скорее ближе к откровенному разговору с Богом!

- Какое место армянская музыка занимает в мировом наследии?

Значительное, например Комитас, Хачатурян… - Комитас основатель армянской профессиональной композиторской школы. И то что не настольк оценен до конца. Его обработки  подняли армянский фольклор на высокий уровень. На прошлом концерте я играла несколько переложений Комитаса из сборника Вилли Саркисяна "18 песен". Вообще, у Комитаса очень мало произведений для фортепиано. У Саркисяна сохранен оригинал, в отличие, например, от переложений Сараджева или Андреасяна. 

Культовый композитор Хачатурян. Вы знаете, как в  Японии популярен "Танец с саблями"? Даже не могу вам описать. Но, конечно, над популяризацией армянской музыки в мире нужно работать и работать. 

Только так мы сами можем пропагандировать нашу музыку и нашу нацию. Ведь вкус развивается не в один день, в именно нужно по капельки внедрять. Будем надеяться, что все получится.

- Не считаете ли Вы что мы мало занимаемся популяризацией армянской музыки и вообще культуры в целом?

Мы стараемся. У нас в Армении очень много талантливых музыкантов, коллективов, и хочется, чтоб они выступали здесь, и порадовали нас своим мастерством.

А вместо этого каждый год организуем в кремле песня года Армении, и я знаю, что очень многие устали от этого, а ведь за эти деньги, сколько талантливых людей можно было пригласить организуя здесь их концерты, выставки...