«Живопись в пространстве» армянского авангардиста Ерванда Кочара

«Живопись в пространстве» армянского авангардиста Ерванда Кочара

Ерванд Семёнович Кочар — великий армянский скульптор и художник-экспериментатор. Сначала он учился у Егише Тадевосяна и Петра Кончаловского, а потом уехал в Париж, чтобы примкнуть к кругу тех, кто в начале XX века формировал новый язык искусства. Пикассо, Матисс, Брак, Леже и Кирико — с этими прославленными мастерами Кочар регулярно выставлялся в парижских салонах, и до сих пор его работы занимают важное место среди произведений европейского авангарда.

Ерванд Кочар на фоне памятника «Давид Сасунский». Фото: shantnews.am

Ерванд Кочар был одним из крупнейших армянских художников XX века. Он занимался не только живописью и графикой, но и скульптурой: его называют первым армянским светским скульптором.

Ерванд Кочар. «Гармония», 1930 год. Холст, масло. Из собрания Музея Ерванда Кочара. Фото из открытых источников


«Нет, нет и тысячу раз нет! Ерванд Кочар не может быть причислен к обыкновенным художникам: общеизвестные характеристики и эпитеты в данном случае бессмысленны. Как можно его определить — мощный или гениальный. Вероятно, допустимо колебание в выборе между этими двумя оценками, хотя я склоняюсь ко второму определению», — писал о художнике французский критик, искусствовед Андре Паскаль Левис.


Тифлис–Москва–Тифлис. Ученик

Ерванд Кочар. «Женщина в платье с глубоким декольте», 1925 год. Масло на деревянной доске. Из собрания Национальной галереи Армении

Ерванд Кочар родился в 1899 году в Тбилиси. Его отец — высокопоставленный чиновник [согласно другим источникам — винодел. — Прим. ред.]. Семён Кочар перевёз семью из Шуши ещё до рождения Ерванда. С 1906-го по 1918 год будущий художник учился в Тифлисе, в престижной Нерсесяновской духовной семинарии, альма-матер армянской интеллигенции Грузии. Получая духовное образование, Кочар одновременно посещал курсы живописи и скульптуры в художественной школе Оскара Шмерлинга. Как раз в это время набрал класс Егише Тадевосян — прославленный армянский художник, ученик Василия Поленова. После окончания семинарии Ерванд Семёнович переехал в Москву, где в 1918–1919 годах продолжал обучение в московских Государственных свободных художественных мастерских, в классе Петра Кончаловского — российского художника, одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет».

Венеция. Мхитаристы. Учитель рисования

Ерванд Кочар. Фото: aniv.ru

После окончания курсов Ерванд Семёнович вернулся в Тифлис, где прожил два года. Затем художник уехал в Константинополь, но задержался в Турции чуть менее года, предпочтя переместиться в Венецию. Последующие полтора года, с 1922-го по 1923 год, Кочар преподавал рисование у мхитаристов, в школе при армянском монастыре Святого Лазаря.

В Венеции он впервые обратился к скульптуре — на него оказали большое впечатление работы мастеров итальянского Возрождения. Здесь же познакомился с поэтом Аветиком Исаакяном, с которым потом тесно дружил всю жизнь.

«Уже признанный поэт и молодой малоизвестный художник, пока лишь — учитель рисования. Нужно ли говорить, как окрыляла Кочара эта дружба! Они часто виделись. Пылкий художник рассказывал другу о своих замыслах, неприязненно морщась, говорил о педагогической работе — нет, ему нужно что-то другое, большое, захватывающее, ему нужна радость настоящей победы! Мудрый сдержанный Исаакян понимающе улыбался», — пишет об этой судьбоносной встрече Тельман Зурабян в эссе «Ерванд Кочар».

Прискоснувшись в скриптории мхитаристов к великой армянской средневековой культуре, Кочар решил не оставаться в Венеции: уехал во Францию — страну, которая была центром новой авангардной культуры того периода. Это выбор оказался правильным — здесь ему удалось сформировать своё кредо художника.

Парижский период. Становление мастера

Ерванд Кочар с Вардени, первой женой, поэтессой. Фото: aniv.ru

«Он приехал в Париж зимой 1923 года в единственном, но экстравагантном костюме и подобно многим его сверстникам — полный честолюбивых замыслов», — пишет Тельман Зурабян. Однако Париж манил художника тем, что с детства казался ему воплощением искусства. По выражению всё того же Зурабяна, «рождённые здесь художественные идеи разлетались мгновенно по миру как шарики ртути».

Атмофера Парижа заворожила Кочара. Он начал ходить в Лувр, как на работу, изучая искусство греков, шумеров и древних египтян. Он познакомился с Пикассо и был очарован искусством кубизма.

В Париже он прожил 13 лет. За время пребывания во французской столице он успел как будто бы пожить жизнью героя оперы «Богема»: снимал небольшую комнату-мастерскую, женился на взбалмошной поэтессе по имени Вардени, которая родила ему дочь. Обе они — и жена и дочь — довольно быстро умерли от туберкулеза. Кочар овдовел.

В Париже художник принял участие во множестве салонов. И даже сам организовал пять персональных выставок, каждый раз удостаиваясь высоких отзывов среди знатоков искусства тех лет. При этом денег ему вечно не хватало.


Ерванд Кочар. «Воскресение», 1923. Фото: aniv.ru

«— Вы очень странный человек, мсье Кочар, — говорил ему домохозяин мсье Доре. — Вот уже несколько месяцев не платите за квартиру, денег, значит, нет, денег нет, а вы поете.

— Да, да,— отвечал тот, не растерявшись.— Мы, армяне, такой народ. Особенно любим петь в двух случаях, когда радостно и когда грустно».

Тельман Зурабян. Эссе «Ерванд Кочар».


Возвращаясь к творчеству Кочара, можно сказать, что жизнь в Париже позволила живописцу довольно быстро войти в число тех, кто формировал новые принципы искусства в начале XX века. Париж был идеальной площадкой для экспериментов. Здесь Ерванд Семёнович попробовал себя в различных стилях — импрессионизме, кубизме, символизме, сюрреализме. В результате активных поисков Кочар пришёл к особому синтезу принципов живописи и ваяния. Его живописные произведения были написаны на нескольких соединённых вместе плоскостях. Он назвал свой метод peinture dans l’espace — живопись в пространстве.

«„Живопись в пространстве” Кочара — высочайшее завоевание современного искусства так же, как чистые формы Константина Бранкузи, минеральные формы Жана Арпа, лёгкие конструкции из волнистого картона и склеенной бумаги Пабло Пикассо и Брака, но Кочар не отдаёт дань этим способам выражения. Скорее он даёт ключ к пониманию их искусства», — характеризует живопись Ерванда Семёновича известный теоретик искусства Вальдемар Жорж.

Ерванд Кочар. «Женский портрет». Фото: kochar.am


«„Живопись в пространстве” Кочара раскрывает суть человека во многих аспектах, в разных ракурсах. Это сложная металлическая конструкция с причудливым переплетением плоскостей, покрытых эмалевыми красками, передающая форму человеческого тела. Листы латуни или жести способны вращаться вокруг оси, вызывая тем самым ощущение протяженности времени и пространства».

Тельман Зурабян. Эссе «Ерванд Кочар».


«De profundis», 1919. Из собрания Национальной галереи Армении

В живописном плане Ерванд Кочар проявляет себя в монументальных по форме и приглушённых по цвету фигурных композициях и натюмортах. Говорит художник о семье, войне, любви, юности.


Советский период. Зрелость живописца

В 1936 году Ерванд Кочар принял роковое для своей жизни решение — уехал в СССР, оставив в Париже свою вторую жену Мелине Оганян. Уехал он в сталинские времена, чтобы никогда больше не вернуться в Европу. Он поселился в Ереване. Как «армянский европеец» он никак не вписысывался в советские рамки. Его довольно быстро обвинили в формализме, что в советские времена фактически исключало художника из социума. Кочара начали травить. Его имя убрали из справочников и исследовательских трудов.

«Натюрморт на фоне газеты», 1924. Источник: aniv.ru

Разлука и разногласия не помешали Мелине тщательно и с любовью сохранять все работы Кочара за границей. Мелине надеялась на встречу и не могла простить себе, что не уехала тогда вместе с Ервандом Семёновичем в Армению. «Оставшись, она считала своим долгом напоминать художественному Парижу об искусстве армянского мастера — устраивала в мастерской экспозиции его работ, оставшихся в Париже, участвовала в издании альбома, посвященного его творчеству», — пишет Зурабян, лично знавший Кочара.

К этому же времени относится заявление известного французского искусствоведа Вальдемара Жоржа о том, что пространственная живопись так же немыслима без Кочара, как все современное искусство без Пикассо.

Мелине вместе с художницей-авангардисткой Соней Делоне и другими представителями французской интеллигенции попытались устроить Кочару возвращение во Францию, но власти Кочара даже не пустили на его собственную выставку в Париж в 1955 году. Из-за суровых правил «железного занавеса» Мелине и Ерванд больше никогда не увиделись.

«Гостеприимный» Советский Союз встретил живописца с «распростёртыми объятиями». На родине Кочара ждала не только травля, но и арест и тюремное заключение. Однако все эти трагические обстоятельства не помешали художнику работать. Уникальность мастера в том, что в советский период он с равным успехом обращался и к живописи, и к графике, и к скульптуре. Создание знаменитого памятника «Давид Сасунский» — дело его гениальных рук.

Ерванд Кочар. Иллюстрация к эпосу «Давид Сасунский». Фото из открытых источников

К созданию этой скульптуры он шёл через иллюстрации: в 1939 году ему предложили оформление эпоса «Давид Сасунский».

Кочар изобразил сцены эпоса в виде каменных барельефов. Шесть листов эпоса, выполненных белой и охристой гуашью, мастер выписал в виде каменных ассиро-вавилонских барельефов. «Бой Мгера со львом», «Давид — пастух», «Давид с Куркик-Джалали», «Бой Давида с Мера Меликом», «Мгер Младший» — все эти изображения словно высечены из туфа.

А потом он создал и статую Давида Сасунского, установленную на Привокзальной площади Еревана. Конный монумент изготовлен из кованной меди, а постамент из базальтовых глыб. Высота составляет 12 метров. Располагается в центре двадцатипятиметрового бассейна.

Согласно источникам, Ерванд Кочар создал гипсовую статую Давида на деревянном постаменте за 18 дней. Но простояла она всего два года, пока скульптора не обвинили в недоброжелательности по отношению к Турции — страны, с которой СССР поддерживал дипломатические отношения. Кочара посадили в тюрьму, а статую Давида Сасунского уничтожили.

В тюрьме Ерванд Кочар провёл два года. В 1957 году горсовет Еревана вновь поручил ему создание статуи. В 1959 году монумент был установлен. Сегодня этот памятник является «визитной карточкой» Армении.

Ерванд Кочар. «Давид Сасунский». Источник: old.armenia.im

Этим творчество Ерванда Кочара не ограничивалось. Он много занимался графикой, лепил скульптурные портреты, занимался сценографией. А в хрущёвский период даже на некоторое время вернулся к своим авангардным исканиям, развивая их в более современном ракурсе. Он, связывая приёмы футуризма и сюрреализма, создавал динамически-«барочные» живописные и графические композиции. Знаменитые «Ужасы войны» (1962 ) и «Девушка на балконе» (1960) относятся к этому периоду.

Творчество Ерванда Кочара — важнейшая веха не только в искусстве Армении, но и во всем европейском искусстве ХХ века.


Источники:

1.Т. Зурабян. Эссе «Ерванд Кочар».

2. Материалы каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». Издание Музея русского импрессионизма, 2017 год.

3. Ерванд Кочар. Энциклопедия Кругосвет.

4. Виртуальный музей Ерванда Кочара.

5. Рубен Ангаладян. «Ерванд Кочар. Поклон одержимости». aniv.ru.

В оформлении обложки использована работа Ерванда Кочара «Гурия» (1925 год)
Вервые текст был опубликован на сайте Армянского музея 02.07.2020

«Живопись в пространстве» армянского авангардиста Ерванда Кочара